Pacific Meridian. Александр Роднянский. Часть 4-я

Продюсер Александр Роднянский: «Мясо — это профессия и жизненный опыт»

О кинофестивалях и кино как аттракционе

Кинофестивали — это инструмент продвижения независимого кино, которое нуждается в поддержке. И самыми дорогими гостями на кинофестивалях обычно становятся пресса и дистрибьюторы. Именно от них зависит, узнают ли о новой картине зрители и попадет ли она в прокат. Для обычных людей кинофестивали — это навигаторы, благодаря которым мы начинаем ориентироваться в мире независимого кинематографа.

Сейчас игровое кино, которое выходит в прокат по всему миру — это по большей части аттракцион. Здесь важны визуальная энергия, новые технологии и специальные эффекты. Даже формат IMAX сегодня кинорежиссеры используют как изобразительно средство. Для независимых кинокартин, которые создаются вне основных студий-мэйджоров (речь о Columbia Pictures, 20`th Century Fox, Warner Bros., Paramount Pictures, Universal Studios и Walt Disney Company), остается только один путь — уходить на альтернативные экраны телевидения и интернета.

О российском кино

Я считаю, что сейчас должно сниматься в два раза больше российских фильмов. Пока это порядка семидесяти кинокартин в год.

В российском прокате доля американского кино составляет 70-80%, примерно как и в других странах. Оставшаяся часть приходится на локальный кинематограф. В 2005 году доля российского кино в прокате была пиковая — 35%. Это получилось за счет «Турецкого гамбита» и «9 роты», которые стали фильмами-событиями.

Спорить и конкурировать с американским зрелищем мы не можем. Даже если в России показывают программы французского кино, которое так любят наши соотечественники, это редко имеет зрительский успех. Обычно побеждают «Трансформеры» и «Стражи галактики». И важно понимать, что сейчас основная аудитория кинотеатров — это молодежь в возрасте от 14 до 25 лет, которая приходит за зрелищем.

Единственное, что может отчасти конкурировать с Голливудом, это отечественные комедии. Они предлагают посмотреть на реальную жизнь со стороны и не требуют напряженной умственной работы.

Вот и получается, что если российский фильм это не комедия или фильм-событие, ему очень сложно пробиться в прокат. Правда, у нас есть режиссеры, которые способны пересекать мировые границы. Их фильмы будут востребованы в разных странах. Я говорю про Сокурова и Звягинцева. Но неталантливое жанровое кино вообще не имеет никаких шансов.

Во Владивостоке я разговорился с молодыми людьми и спросил о том, что они смотрят сейчас. В их ответах не оказалось ни одного фильма с «Меридианов Тихого», но были все прокатные новинки по типу «Люси», «Виноваты звезды» и других.

Во Франции, где ставят задачу развивать кинематограф, его преподают еще со школы. У детей формируется взгляд на кино как на искусство с разными авторами альтернативных мнений. В России такого нет, к сожалению. Молодежь сложно осознает, что есть Сигарев, Триер или Ханеке.

Фильм «Обитаемый остров» Александр Роднянский считает своей самой обидной неудачей. Этой теме он посвятил отдельную главу в книге «Выходит продюсер»

О роли продюсера

До распада СССР и появления свободного рынка продюсер в нашей стране был один — это государство. Оно поддерживало режиссеров, направляло сценаристов и воспитывало зрителя для кинематографа.

Сейчас продюсер — это предприниматель с художественной экспертизой, который ведет весь процесс создания фильма. Вы находите идею, на основе разных факторов полагая ее важной и релевантной ожиданиям аудитории, и доводите ее до конца. Этот путь в среднем занимает три-пять лет.

Я считаю, что лучше идти в продюсеры, когда у вас накоплен жизненный опыт, есть серьезное гуманитарное образование в сфере культуры и вы имеете отношение к кинематографу. Мясо — это профессия и жизненный опыт. И помните, что продюсер не финансирует своими деньгами проект. Он обладает предпринимательскими качествами, которые позволяют ему оценивать риски и быстро принимать решения.

В кинематографе мы ничего не можем знать заранее, кроме того, что кино вызывает эмоциональное соучастие, дает зрителю возможность прожить жизнь другого человека и овладеть чужим опытом. И все это за экранное время. И не всегда это нужно делать примитивным способом, рассказывая только позитивные истории. Важным моментом осознания для зрителя является драма, иначе как вы дадите ему возможность пережить тему утраты или смерти.

О мутации кинематографа

Кинематограф мутирует. Он начинался немым и черно-белым, а переход на цвет и звук воспринимался как вульгарщина. Мы сейчас постепенно адаптируемся к новым технологиям и формам, как и кинорежиссеры. Дальше еще будут появляться некие технологические платформы, которые изменят способ показа и включенности зрителя.

Америка вообще переживает второе рождение великого американского романа, когда появляются такие сериалы, как, например, «Карточный домик» или «Подпольная империя». Это произошло благодаря тому, что сильные, признанные авторы Дэвид Финчер и Мартин Скорсезе перешли на малый экран. Эта форма позволила им экранизировать большие истории.

Кроме того, в Америке оказался чрезвычайно развит сегмент кабельного премиум-телевидения, что тоже сильно повлияло на кинематограф. Например, «Карточный домик» Финчера был снят при финансировании гиганта видеостриминга Netflix. Я думаю, что, например, «Яндекс» и российские телекомы тоже могут быть заинтересованы в подобных форматах. Раньше такого не было, и это дает свободу. Раньше кинематограф оставался делом узкого круга людей, но сейчас это меняется.

В ближайшем будущем мы, наверное, сможем наблюдать, как кинематограф претерпит изменения и пойдет по пути театра и комедии дель арте. Появятся такие театры-кинотеатры со стоимостью билетов 200-300 долларов, где будут ставить арт-блокбастеры с полной включенностью зрителя.

О начинающих режиссерах

Кино всегда начинается с идеи. То, что ты хочешь рассказать и чем невозможно не поделиться.

Главные ошибки у начинающих — это гигантизм и копирование других. Не нужно этого делать, используйте свои возможности, снимайте мобильно, дешево, свежо и быстро.

Для того, чтобы показать, что вы умеете, сделайте короткометражку — она станет вашим портфолио для продюсеров. И отправляйте работы на разные кинофестивали. Если ваш фильм будет интересным, его обязательно заметят.

Источник: Вл.ру