August 31, 2019

Пусть сильнее грянет буллинг! Почему мужчинам так нравится издеваться друг над другом

Буллинг — термин, чаще всего означающий травлю в коллективе. Вот все эти «Давайте макнем его головой в унитаз». Общественность сейчас очень обеспокоена буллингом в школах, детских садах и роддомах. Но на самом деле буллинг вовсе не исключительно детское развлечение.

Общественность сейчас очень обеспокоена буллингом в школах, детских садах и роддомах. Но на самом деле буллинг вовсе не исключительно детское развлечение. Это подтвердит любой, кто имел счастье побывать в жестком иерархичном коллективе: тюрьме, армии, монастыре или рекламном отделе.

Допустим, во взрослых коллективах редко плюются жеваной бумагой или втирают жвачку в волосы (хотя всякое случается), но быть жертвой буллинга там ничуть не веселее, чем в школе. Почему буллинг — такая важная часть человеческой культуры и как с ним бороться?

Природа буллинга

Если взять, например, коробку с котятами или вольер со щенками, мы быстро убедимся, что буллинг вовсе не человеческое изобретение. Детеныши животных в минуты досуга безостановочно развлекаются тем, что грызут друг другу хвосты, бьют лапами по морде и в шутку кусают, иногда и чересчур увлекаясь. Зверьки таким образом учатся важным социальным функциям: обкатывают модели «нападение на врага», «защита территории», «преследование добычи». Собственные братья и сест­ры — великолепные тренажеры для таких упражнений, тем более что все происходит понарошку: когти втянуты, челюсти расслаблены.

Но параллельно в такой полушуточной возне возникает иерархическая пирамида: всем становится понятно, кто здесь сильнее, наглее или выносливее, с кем лучше не связываться, а кого можно, не церемонясь, отпихивать от миски. У взрослых животных такие потасовки бывают ожесточеннее, но когда они происходят среди членов одной группы, то все равно это почти всегда лишь имитация, позволяющая, однако, довольно точно распределять роли в стае.

В человеческом обществе все выглядит примерно так же. Мы применяем редуцированное или имитированное насилие там, где не собираемся применять настоящее. Чтобы выразить не­удовольствие коллеге, необязательно варить его в горячей смоле — достаточно в шутку погрозить ему кулаком. Вместо того чтобы скальпировать врага, мы даем ему кличку «рыжий хрен с шестого этажа» и вполне удовлетворяемся достигнутым. Зачем перегрызать глотку противнику, если достаточно плюнуть ему в суп?

Буллинг живет и процветает даже в группах, где исключено формальное насилие, — например, в офисах крупных корпораций. В развитых странах с ним пытаются бороться, но законы и нормы, регулирующие его, часто выглядят еще глупее и противнее, чем сам буллинг. Чего стоит, например, запрет на любые клички и сокращенные формы имен, на любые комментарии по поводу внешности и одежды сотрудников, на любые физические контакты, кроме рукопожатий на переговорах, и т. п.

Буллинг или амикошонство

Никто не говорит друг другу таких кошмарных, оскорбительных вещей, как некоторые лучшие друзья. Дружеские подколы, хохмы, розыгрыши, потасовки и прочие прекрасные вещи, которые делают дружбу мужчин (особенно молодых) такой насыщенной и разнообразной, — распространенное явление в самых разных культурах. Если кто-то думает, что такие отношения — удел представителей диких племен или полупервобытных парней с рабочих окраин, то он может почитать, например, рассказы Вудхауса о развлечениях молодых английских аристократов, которые не могли уснуть без того, чтобы не подложить закадычному другу лорду У. пару тритонов под подушку. Можно вспомнить также описание попоек китайских сюцаев — молодых ученых, которые, утомившись читать трактаты, мазали друг друга сажей и устраивали сложные кошмарные приколы с участием демонов, духов и подвешенных в темноте медных котлов, о которые вусмерть перепуганный друг должен в конце мероприятия стукнуться башкой. Такие отношения назывались в пушкинскую эпоху французским словом «амикошонство» — «дружеское свинство», каковое свинство подразумевало фамильярность и чрезвычайную простоту в общении, доходящую до взаимных оскорблений под видом легкой болтовни.

Такие формы дружеского буллинга — важный элемент именно мужской культуры. Мы таким образом проверяем друзей на стойкость, на лояльное к нам отношение, на готовность к неформальным контактам и так далее и тому подобное. Но хороший друг всегда знает границы нашего персонального терпения и, переступив их, просит прощения (не всегда словами, правда, ну и ладно).

Истинный же буллинг не подкреплен ни дружескими чувствами, ни готовностью обидчика получить сдачу: это всегда агрессия, пусть даже на первый взгляд невинная.

Методы буллинга

Вербальный
Клички, угрозы, мат, оскорбительные замечания, резкая критика часто без повода, свистки, смех и тот пукающий звук, который некоторые виртуозы умеют производить губами и языком, не заплевав себе подбородок, — это все вербальный буллинг. К буллингу некоторые психологи и юристы относят также разговоры, которые могут задеть чувства тех, кто эти разговоры может случайно услышать. Например, обсуждение стате́й девочек в стриптиз-клубе может быть расценено судом как буллинг сотрудников женского пола. Так было, например, в деле Светланы Лоховой против лондонского отделения инвестбанка Sberbank CIB, когда в 2012 году сотрудница отсудила у банка больше трех миллионов фунтов за хронический вербальный буллинг и дискриминацию по половому признаку.

Физический
Это необязательно избиение портфелем по голове или шлепки по тыльной части форменных юбок сотрудниц. Под физическим буллингом юристы готовы понимать любые нежелательные прикосновения — например, верчение пуговиц на пиджаке собеседника, приглаживание его прически, похлопывание по плечу или дружескую толкотню с зажимом головы коллеги под мышкой в качестве приветствия. Буллеры обычно не понимают, какие к ним могут быть претензии: они же просто шутили, разминались, имитировали борьбу! Жертва буллинга, напротив, обычно сообщает, что чувствовала себя помятой, растрепанной и униженной таким обращением. Кроме того, физический буллинг включает в себя порчу вещей жертвы, в том числе поедание ее ланча из общественного холодильника.

Игнорирующий
Школьные бойкоты или тюремные запреты на общение с «опущенными» — это все относится к данной форме буллинга. В менее жестких условиях буллеры обычно проявляют глухоту и просто не слышат обращенных к ним слов жертвы, а кроме того, мешают ее общению в коллективе — например, распуская о ней гадкие слухи или напрямую подходя к ней на корпоративах и митингах и уводя от нее собеседников под разными предлогами. Может показаться, что это какой-то слишком женственный метод буллинга, но на самом деле представители сильного пола тоже грешат им сплошь и рядом.

Личный
Если детские коллективы обычно буллят хором, выбирая себе жертву и изводя ее всем классом или группой, то у взрослых, самостоятельных личностей чрезвычайно распространен буллинг персональный. Невзлюбив кого-то, буллер методично и планомерно портит жертве жизнь по мелочам и по-крупному, не привлекая к процессу посторонних, так что возмущение жертвы часто смахивает на паранойю. «Да тебе показалось! Василий — нормальный мужик, с чего бы ему тебе в кофе соль подсыпать? А проект твой и правда был слабый, Василий просто сказал, что думает...» Впрочем, среди взрослых людей групповые издевательства тоже не исключение, особенно если они относятся к следующему типу.

Организованный сверху
Авторитарный начальник, который привык руководить по методу «разделяй и властвуй», часто может оказаться буллером высочайшей пробы. В результате в компании воцаряется атмосфера наушничества, доносов, любимчиков и изгоев, тотальной несправедливости и необъявленных войн. У таких начальников обычно всегда есть один-два сотрудника, на которых он натравливает остальных коллег, превращая таким образом несчастных жертв в некие громоотводы общественного недовольства. Эти сотрудники всегда во всем виноваты, их успехи смехотворны, их идеи кошмарны, из-за них коллектив лишился премий, ату их! Особенно часто такой тип буллинга случается в закрытых учреждениях типа монастырей, тюрем или военных баз, откуда жертва не может сбежать. Но этот тип можно встретить и в куда более благопристойных местах, например в университетах, театрах, музеях.

Змеи или крокодилы?

Мужчины и женщины относятся к буллингу очень по-разному, и это различие проявляется уже к 12–13-летнему возрасту, если верить социологам (например: Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнограф. обозрение. 2010. № 2). Девушки реже испытывают приступы гнева и агрессии. Помимо того, они в целом отрицательно относятся к любым формам дружеского буллинга, кроме самых мягких. В общении с подругами большинство девушек крайне церемонны и доброжелательны, подшучивание и поддразнивание между подругами куда менее агрессивно, физические контакты практически исключают любые формы борьбы. Тем не менее считать, что женщины — это такие специальные ангелы, которые никогда-никогда не травят слабых или слишком выделяющихся, — не стоит. Просто они буллят по-другому. Их вербальный буллинг в основном состоит из передачи сплетен и клеветы, а из всех методов буллинга они предпочитают игнорирующий. Более того, по мнению ряда социопсихологов и бизнес-психологов, в женских коллективах буллинг распространен гораздо шире, чем в мужских, особенно если речь идет об «организованном сверху» типе, при котором начальница преследует неугодных руками, а тем паче языками своих верных любимиц.

Как себя вести, если ты стал жертвой буллинга

Лучше всего с самого первого дня в коллективе жертвой буллинга не становиться. Что не так-то просто, так как выбор жертвы часто довольно случаен. То есть люди с яркими особенностями поведения более остальных рискуют привлечь к себе нежелательное внимание агрессоров, но все же обстановка в самом коллективе и воля случая тоже немаловажные факторы. Это охотно подтвердят родители детей, которые решали проблемы ребенка-жертвы, просто поменяв школу: на новом месте травля обычно прекращалась. И на­оборот: успешный человек, любимец коллектива, привыкший к общей симпатии, вполне может на новом месте превратиться в изгоя и лузера.

Не будь агрессивным, не расстраивайся и не взывай к совести
Эмоции жертвы — любимое лакомство агрессора, и не важно, выражаются они в жалобах, обиде или ярости. Чем активнее ты реагируешь, тем интереснее тыкать в тебя палкой. Игнорирование подколок и мелких пакостей часто само по себе решает проблему. Если, обнаружив на своем стуле подушку-пердушку, начать метать громы и молнии и нести вышеупомянутый объект в совет директоров с требованием разобраться, то можно превратиться в любимую цель буллинга всей компании. Если же, пожав плечами, сказать: «Ну очень смешно!» — устроитель подкола почувствует, что фокус не удался. А можно и расхохотаться, осмотреть подушку и признать, что вещь стоящая. Такое поведение, вероятнее всего, вызовет симпатию и у коллектива, и у обидчика, однако существует некоторый риск попасть в ловушку следующего пункта.

Не становись шутом
Если человек любит смеяться над собой и охотно приглашает желающих в этом поучаст­вовать, то либо ему на самом деле должно нравиться такое отношение, либо в один прекрасный день он поймет, что превратился в подушечку для булавок для всего коллектива. Именно записные шутники и весельчаки часто становятся жертвами самого жестокого буллинга, особенно когда они вдруг попытаются отказаться от такого амплуа. Впрочем, избежать этой проблемы можно — смотри следующий пункт.

Будь сильным физически или кажись таковым
Дело не в том, что люди боятся, что ты можешь вспылить и выбить всем присутствующим зубы. Просто большие или очень сильные люди реже вызывают раздражение и желание их пнуть. Да, это чистая биология — забота подсознания о тех самых зубах на неосознанном уровне.

Не пытайся подружиться с «королями» и «королевами»
Лесть и попытка наладить связи с местными альфами и лидерами — плохая идея. От новичка этого и ждут: такая жалкая попытка подольститься вызовет презрение (хотя формально она может быть принята милостиво), но твой статус надолго окажется где-то в районе плинтуса.

Найди себе приятелей из тех, кто в стороне.
Когда в коллективе есть люди, которые тебе нравятся и которым нравишься ты, буллинг перестает быть настолько изматывающим, да и агрессорам проще трамбовать одиночку, чем связываться с группой.

Если тебя все же сурово буллят
Если мысль о необходимости провести еще один чудесный день в этом замечательном коллективе вызывает у тебя тоску и отчаяние — беги. Бог с ними, с зарплатой и диссертацией! На окнах решеток нет, у ворот часовой не стоит? Беги! Буллинг в полный рост — это не пустяки, он способен привести к тяжелейшим нервным срывам. Вспомним, что спонтанные убийцы сплошь и рядом жертвы буллинга в школе или на работе.

Ну и ты по возможности не терроризируй никого, даже самых смешных и жалких психов, которые просто напрашиваются на то, чтобы их пнули!

ПРАВИЛА БОЯ

Буллинг или дружеский прикол?
Определить, это вы дружите или над тобой уже измываются, не так-то просто. Однако у дружбы есть симптомы, которых у буллинга нет.

Равноправие
После того как он назвал тебя краснозадым бабуином, ты имеешь полное право назвать его холерным виб­рионом, и он примет это как должное.

Задушевность
Вы можете поговорить серьезно о важных для тебя вещах, и в этот момент он ржать и шутить не будет. По крайней мере, постарается.

Доверие
Он может огреть тебя мок­рым полотенцем, но не будет рассказывать посторонним то, что ты попросил держать в тайне.

Помощь
Уронив тебя на пол и сломав тебе ногу, он не только будет навещать тебя в больнице, но и заберет к себе пожить твоего кота (а девушку не заберет).

Соблюдение границ
Есть вещи, над которыми он шутить не будет никогда, потому что знает: именно к этой теме ты относишься болезненно. Даже если он только что узнал гениальный прикол специально против лысых!

Источник: Журнал MAXIM
Текст: Данила Маслов