Почему Баба — яга, Змей — Тугарин, а Лиса — Патрикеевна?
Неожиданное происхождение имен персонажей русских сказок.
Лиса Патрикеевна
Почему хитрая Лиса во многих сказках носит именно такое отчество, а не какое-нибудь нормальное, типа Ивановна или Дормидонтовна? Как раз потому, что хитрая.
Был такой литовский князь Патрикей из знаменитого рода Гедиминовичей — известный хитрец и проныра. В конце XIV века его выбрали княжеским наместником в Новгороде, приняли с большими почестями. Но вместо того, чтобы управлять, как все нормальные люди, Патрикей принялся ловко сеять между новгородцами смуту и вражду, поощрять лихих людей — ушкуйников — разбойничать на торговых путях. Сам Дмитрий Донской хотел вмешаться в новгородские дела, чтобы унять разбои патрикеевых людей.
Лисья хитрость Патрикея надолго засела в народной памяти, и впоследствии Лиса, персонаж многих русских сказок, получила отчество Патрикеевна — в честь этого литовского князя.
Тугарин Змей (или Змеевич)
Этот персонаж, побежденный богатырем Алешей Поповичем, описывается в разных былинах и сказках по-разному: то это ненасытный великан, то летающий огнедышащий дракон. В былине о бое Алеши Поповича с Тугарином богатырь побеждает Змея, имеющего почему-то «бумажные крылья», бросив в него таинственную «шапку земли Греческой», лежавшую очень кстати тут же, на берегу реки.
Тем не менее этот фантастический антигерой змеиной породы имеет вполне конкретного исторического прототипа — половецкого хана Тугоркана. Именно его войска совместно с византийцами полностью истребили печенегов в 1091 году. Записным злодеем в русских былинах и сказках Тугоркан стал потому, что очень досаждал русичам своими жестокими набегами. Но наконец Тугоркана постигла заслуженная кара: в 1096 году его войско было разбито дружинами Владимира Мономаха, а сам хан убит.
Тугоркан был из рода Шаруканидов, а имя Шарукан с половецкого переводится как «змей». Так исторический хан Тугоркан Шаруканид впоследствии превратился в фольклорного Тугарина Змеевича.
Добрыня Никитич
В славянской языческой мифологии было три хтонических исполина, выступавших всегда вместе: Дубыня, Горыня и Усыня. Они олицетворяли собой разрушительные силы стихий: земли, огня, воды. После крещения Руси их постепенно заменили три православных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Впрочем, Дубыня, Горыня и Усыня на какое-то время задержались в русском фольклоре и действовали параллельно с каноничными тремя богатырями. Причем их буйная стихийная природа сохранилась: главный герой, которого они сопровождают постоянно, вынужден исправлять причиненные исполинами разрушения, противостоять их бессмысленной удали. Сами они не приносят людям пользу и только затрудняют действия героя.
В Добрыне Никитиче дух языческого прошлого проявляется сильнее, чем в двух его коллегах. В его имени еще угадывается прозвание одного из трех архаических исполинов — Дубыни, лесного великана, олицетворяющего землю, занимающегося тем, что «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет».
Интересно, что имена и функции трех языческих великанов не перенеслись автоматически на трех былинных богатырей, а распределились причудливым образом. Так, если Дубыня трансформировался в Добрыню, то Горыня, напротив, превратился в антигероя, противостоящего богатырям, — в Змея Горыныча. Третий «протобогатырь» — Усыня — тоже не исчез бесследно, его суперсилу (заимствование богатырской мощи от воды) взял себе все тот же Добрыня.
Змей Горыныч
Часто «отчество» Змея — Горыныч — ассоциируется с горами. Но более вероятно, что прозвище произошло не от «горы», а от «гореть». Практически в каждой сказке упоминается огненная природа Змея: он дышит огнем, иногда имеет огненные крылья, сторожит на огненной реке Калинов (раскаленный) мост. И лишь в единичных сказках (возможно, появившихся в результате неправильной трактовки прозвища) Змей Горыныч живет в горах.
Кроме того, Змей Горыныч в славянской языческой мифологии был архаическим богатырем (а еще раньше — хтоническим божеством) Горыней. А Горыня как раз заведовал огнем.
Русалка
На первый взгляд, имя этого враждебного человеку существа похоже на слова «русло» и «русый». Однако этимология этого имени уводит нас в античность, на берега Средиземного моря.
Был в Древнем Риме праздник Розалии («праздник роз»), посвященный умершим, во время которого гробницы украшались венками из роз. Славяне, пришедшие в Средние века на Балканы — территории, некогда бывшие частью Римской империи, — переняли праздник. От южных славян праздник, называвшийся уже русалиями, попал к восточным славянам. Как и римские розалии, у славян русалии продолжали оставаться праздником поминовения умерших, а души умерших стали называться русалками.
Вследствие сходства слов «русалка» и «русло» эти славянские «нимфы», обитавшие первоначально в лесах и полях, переехали в водоемы. Но отголоски первоначального сухопутного места обитания русалок сохранялись еще долго, поэтому у Пушкина, охотно использовавшего фольклорные мотивы, русалка сидит на ветвях.
Кащей (Кощей) Бессмертный
Есть несколько вариантов происхождения этого имени: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» (колдун; это слово, изначально нейтральное, с наступлением христианства приобрело негативный оттенок — кощунствовать).
Но наиболее вероятен вариант происхождения имени Кощей от тюркского «кошчи» — раб, невольник. Ведь во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, много лет пробывшим скованным цепями в башне или в подземелье.
Именно в значении «пленник» трижды упоминается слово «кощей» в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом». Кощей — пленный кочевник. Половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем», рабом, в противоположность галицкому князю Ярославу — господину.
Баба-яга
Слово «яга» — очень древнее. Этимологи возводят его к праславянскому *(j)egа (ужас, гнев), *(j)egb (злой, мерзкий). Кроме славянских языков, близкие по звучанию и смыслу слова есть в литовском, латышском, англо-саксонском, исландском, готском, санскрите. То есть, можно сказать, это слово принадлежит еще праиндоевропейскому языку.
Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на свое имя, Баба-яга как хранительница границы между миром живых и миром мертвых не всегда враждебна герою: иногда она ему помогает, дарит волшебные предметы.
Источник: Журнал MAXIM
Текст: Андрей Дубровский