September 15, 2017

Кинофестиваль Pacific Meridian 2017. Венцкевич, жюри НЕТПАК. 7-я часть

В рамках ретроспективы польского режиссера Анджея Вайды во Владивосток прибыл известный польский актер Роберт Венцкевич, который сыграл в фильме Вайды «Валенса. Человек из надежды» польского президента Леха Валенса. На пресс-конференции Роберт рассказал, как повлиял на него 87-летний режиссер:

— Когда мы начали съемки, Вайде было 87 лет, но весь съемочный период он был в замечательной физической и психической форме. Каждый день работы был важным уроком для меня. Вайда учился в Академии искусств, был живописцем, и так ставил фильм, будто писал картину, создавал живописную композицию в кадре.

О том, каково это - сыграть ныне живущего президента и потом жить, зная, что президенту его герой сразу резко не понравился – Венцкевич рассказывал долго и обстоятельно.

— Если бы я постоянно думал про Вайду, который получил Оскара, и Валенсу, который получил Нобеля, я бы ничего не смог сделать. Я специально не стал встречаться с Валенсой до съемок, хотя возможности были. Встреча плохо бы повлияла, он сегодня совсем другой, у него другое сознание, в 70-е годы он не мог знать, что в 80-м будет большая забастовка, что в 1983 он получит Нобелевскую и что потом будет президентом. Сейчас он все это знает. И смотрит по-другому на себя самого. Есть такая пословица, что человеческая память из миски воды может сделать океан. Успешный человек думает, что он всегда был успешным, не помнит, что когда-то он был неизвестен. После первого закрытого показа, на котором меня не было, Валенса сказал, что Венцкевич ему не понравился, так как он никогда не был таким «буффоном». На премьере в Венеции публика встретила фильм аплодисментами, и Валенса несколько поменял свое мнение. Дальше он говорил, что чем больше смотрит фильм, тем больше он ему нравится.

Вечером у всех зрителей была возможность посмотреть фильм «Валенса» на большом экране и еще пообщаться с актером.

На пресс-конференции жюри NETPAC, которое представляли кинокритик Эшли Ратнавибхушана из Шри-Ланки, правозащитница и режиссер Ратна Сарумпает из Индонезии и российский киновед Всеволод Коршунов, речь пошла о том, на какие темы и каким языком должно говорить актуальное кино и как сделать границы между странами прозрачными для иностранных фильмов.

— Актуальность кино на уровне содержания определяется темой, которую обсудить нужно прямо сегодня, и эта тема требует адекватной актуальности на уровне формы, потому что нельзя говорить на новые темы старым языком, это не обязательно экспериментальный язык, но обязательно конвенциональный нарратив, который отождествляет рассказчика с автором, - объяснил киновед Всеволод Коршунов.

Ратна Сарумпает, рассказала, как в Индонезии, наконец, женщины пришли в кино и стали снимать фильмы, чего до недавнего времени не было, хотя и сейчас их положение достаточно шаткое.

— У меня есть пьеса о женщине, которую убили за то, что она требовала повысить зарплату, эта пьеса запрещена в некоторых провинциях, - рассказала Ратна. – Я пишу драмы не потому, что их люблю, а потому что злюсь на проблемы и тех людей, которые есть в обществе. Мой первый фильм – про работорговлю, которая до сих пор является проблемой для многих азиатских стран.

Кинокритик Эшли Ратнавибхушана поделился, что на Шри-Ланке люди почти не ходят в кино, потому что цифровой формат появился только в крупных городах, а в деревнях еще старый формат, который затрудняет показ. А если фильмы идут, то исключительно из США и Индии.

В пресс-конференции участников конкурсной программы короткометражек ответили на вопросы журналистов режиссер фильма «Маленький поезд» Тамара Дондурей, режиссер фильма «Один и много» Джонас Бас, режиссер фильма «Один килограмм» Парк Ен-джу и режиссер фильма «Шалава» Люси Шродер.

Как рассказала Люси Шродер, в относительно благополучной Австралии есть проблемные регион, где сложно заработать, и ее героиня ищет возможность управлять собственным телом в атмосфере, где нет поддержки, образования и помощи родных. Характер героини частично она писала с себя:

— Мне хотелось, чтобы история и героиня были простыми, реальными, чтобы она была, что называется, от сохи. Я плохо разбираюсь в обобщениях, но есть некоторая жесткость в представителях людей безработных, которая проявляется в отсуствии образования, разрушении семьи, и этому соответствует образ «шлюхи» - женщины, чья жизнь не имеет никакой ценности. Низший класс редко способен выражать эмоции, поэтому они заменяют эмоции жесткостью.