September 12, 2013

Pacific Meridian. Часть 4-я. Борис Нелепо.

Борис Нелепо: ««Меридианы Тихого» лучше Московского кинофестиваля!»

Известный кинокритик, член жюри ряда мировых фестивалей Борис Нелепо вошел в состав жюри NetPack кинофорума во Владивостоке. C С Нелепо побеседовали о том, почему «Меридианам» не нужен «класс «А», какой нужен культурный уровень для просмотра фестивального арт-кино и где будут рады вашему плохому фильму.

- Азиатское кино, на которое в основном настроен кинофестиваль «Меридианы Тихого», - может ли оно выйти на первые позиции в мире… Так же, как Азия технологически опережает Европу.

- Ну, скажем «50 оттенков серого» и «Гарри Поттер» популярнее любой азиатской книги или фильма. Я вообще не верю в национальные кинематографы. Фильмы – это результат работы личностей, творчества людей, объединенных вокруг режиссера – и неважно, откуда он. Другое дело, что есть социокультурные обстоятельства…

- Ну, есть менталитет. Фильмы Ким Ки Дука и фильмы Люка Бессона никогда не будут одинаковыми.

- А вы знали, что Ким Ки Дука не смотрят в Корее?

- Это, кажется, такой же миф, как о том, что «Мураками не читают в Японии»?

- Это не миф, он сам так говорит. Его последний фильм «Пьета» – тот, что в Венеции победил – даже был в прокате в Корее. На Каннском кинофестивале он был единственным корейским фильмом.

Всплески, конечно, есть. В последнее десятилетие заявил о себе филиппинский кинематограф, тайский. И это абсолютно не связано с техническим прогрессом. Стал дешевле процесс производства, появились новые камеры. С другой стороны, Китай сегодня – страна, в которой происходит очень много всего, и фильмы, выходящие там, наполнены энергетикой, а европейские фильмы – даже из Франции – выдохшееся и «усохшее».

…Я считаю, что «Меридианы Тихого» уникальны. Фестиваль – это же не набор каких-то случайных фильмов. Это некоторое кураторское сообщение. Делать фестивали – сложная работа. То, как отборщики и программный директор «Меридианов» работают, показывает, что у них есть четкое и органичное понимание кинематографа.

Здесь показывают фильмы филиппинского режиссера Лава Диаза «Норте, конец истории». Он – один из самых интересных режиссеров современности. Несколько лет назад был здесь в жюри. В Москве, например, не показывают ни одного его фильма.

- Почему?

- Потому что у нас очень косные фестивали. Во Владивостоке зрители видят фильм Алена Гироди «Незнакомец у озера» - один из лучших на Каннском фестиваля этого года и, возможно, один из лучших французских в этом году. Это говорит о том, что у вашего программного директора есть понимание: что сегодня интересно и живо.

- Для людей, у которых есть определенный культурный уровень, наш фестиваль действительно хорош. Но в среднем… Люди приходят на имена и названия. Иван Вырыпаев, фильмы «Майор» или «Интимные места»…

- И я не верю, что для просмотра фильмов «Ничья дочь Хэвон» или «Норте, конец истории» нужен особенный культурный багаж. Кинематограф – самый демократичный вид искусства. Нужны только глаза и сердце. Мне нравится, что люди досматривают до конца. Я хожу, как член жюри, на дебюты молодых малоизвестных режиссеров. И всегда вижу людей в зале. Но привлечь людей в зал – работа пресс-службы, а не составителей программ.

- Когда в позапрошлом году на волне интереса народ пошел на «Овсянок», половина ушла с половины фильма, еще половина плевалась, выходя…

- Очень хорошо их понимаю. А вы считаете, что люди не имеют права на отторжение, неприятие, проявление своего вкуса? Я понимаю, о чем вы говорите. С другой стороны, я здесь встретил множество людей, которые ходят на все сеансы. Не у всех людей есть возможность перемещаться по миру в поисках этих фильмов. Но они хотят смотреть кино!

Авторское кино действительно теряет зрителей по всему миру. И во Владивостоке, и в каком-нибудь французском городе. И единственный способ для этих фильмов быть увиденным – фестиваль. Есть несколько премьерных фестивалей, которые выступают такими трамплинами. Каннский кинофестиваль, например. Но это – площадка для журналистов и представителей киноиндустрии. Туда не купишь билеты. Отборщики со всего мира привозят фильмы и показывают их в своих городах. И эта схема работает. Фестиваль как бренд, как событие привлекает людей.

Зрители Берлинского кинофестиваля – а он проводится на площадках по всему городу – скупают билеты на все сеансы. Но при этом мне рассказывают, что музей кино у них простаивает, залы кинотеатров, где показывают арт-кино, пустые. Фестиваль сегодня – один из немногих реально работающих механизмов, чтобы привлекать людей и показывать им разные фильмы.

- В чем тогда «фишка» нашего фестиваля?

- Программа хорошая. Если сравнивать «Меридианы» с Каннским фестивалем – это разного масштаба и разных задач события. А если с Московским… Я считаю, что «Меридианы Тихого» гораздо лучше Московского кинофестиваля.

- У нас были активные разговоры о том, что «Меридианы Тихого» должны стать кинофестивалем класса «А»…

- Нет, это всё бред. Бред, который испортил Московский кинофестиваль. То называется «великорусскими понтами». Это просто звучит красиво. На самом деле класс «А» берет на себя дополнительные обязательства. В частности в том, что там есть конкурсная программа, составленная из мировых и международных премьер кинофильмов.

Но фестивалей сейчас больше, чем фильмов, которые снимаются. По этой причине Московский фестиваль из-за своих «комплексов» не может себе позволить стать нормальным. Хочется иметь красивую букву «А». А на практике это означает вот что. Допустим, вы сняли фильм. Допустим, плохой. Вы его шлете в Канны – и там вам отвечают отказом. В Венецию, Берлин, Локарно, Карловы Вары, Рим – везде отказ. И единственный кинофестиваль класса «А», который остается, - Московский. И он рад вас приветствовать, потому что там счастливы любому фильму, потому что там нужна мировая премьера. Не могут туда отобрать хороших фильмов… Участие в конкурсе Московского фестиваля не дает ничего. Ленты-победители за десять лет не выходили в прокат, не издавались на DVD. В мире тем более эти победы не замечаются – ни дистрибьютерами, ни кинопрессой. Фильм был – и пропал.

Мир и так переполнен фестивалями класса «А» - зачем еще один нужен? Один из лучших фестивалей в мире – Виеннале, в столице Австрии. Там огромное количество фильмов – но нет конкурсной программы. Директор выбирает в программу всё, что ему нравится. Можно на другие фестивали не ездить – там показывают сливки всего, что было. И это как раз модель городского фестиваля. «Меридианы Тихого» задумывались по той же схеме…

Текст: SayToday.ru